Новости > Полный текст новости

12.02.11

Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) провела конференцию «Будущее печатных СМИ».

Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) провела в конференц­зале ИИЦ «Российская газета», под эгидой Национального координационного совета прессы, отраслевую конференцию «Будущее печатных СМИ». Стремительное развитие медийного бизнеса в России, появление новых технологий в управлении контентом, расширение целевых рекламных возможностей потребовали по­новому взглянуть на тенденции, происходящие на российском рынке печатных СМИ в период выхода из мирового финансового кризиса.

Печатные СМИ хотят сохранить свою привлекательность

С обзором складывающейся ситуации в индустрии печатных СМИ на конференции выступил президент ГИПП Александр Страхов. К негативным последствиям кризиса он отнёс снижение спроса на периодические издания, падение их качества при росте стоимости и уменьшение рекламы на 40%. Вместе с тем своевременно принятые антикризисные меры, в числе которых отмена таможенных пошлин на ввоз мелованных бумаг по 6 кодам, сохранение льготного налогообложения для дистрибуции прессы, сохранение тарифов на подписку почтой РФ и списание нереализованных тиражей позволили уже в начале 2010 года активизироваться игрокам на рынке прессы. В частности, возрастает конкурентная борьба за читателя, оптимизируются расходы, увеличиваются объёмы рекламы (прогноз на конец года – рост на 5%) и тиражи (прогноз по полиграфии – плюс 7%), восстанавливается заработная плата. Продолжается ускоренное развитие Интернет­сайтов. Сегодня практически все печатные СМИ параллельно ведут Интернет­проекты. Например, еженедельная аудитория сайта «Комсомольской правды» превысила количество читателей печатной версии. Ведущие издательства постепенно осваивают новую стратегию «Обзор на 360 градусов», нацеленную на развитие бренда и продвижение его на различных носителях: печатных, Интернет­сайтах, мобильных телефонах, телевидении и других. Наиболее продвинутые уже имеют версии для iPhone и iPad. Всё это даёт возможность сохранить и расширить аудитории и рекламные предложения. Вместе с тем надо учитывать особое внимание нашего общества и государства к печатным СМИ как социально­значимому источнику информации, образовательных сведений и развлечений. Отсюда следует ожидать, что печатные СМИ ещё длительное время будут сохранять свою привлекательность, а нераскрытый потенциал регионального рынка прессы начнёт активно осваиваться.

Кризис ударил и по старейшей газете Франции

Обзор ситуации на французском рынке СМИ и ключевых изменениях в бизнесе компании, за счёт которых ей удалось сохранить и приумножить читателей, в кризисный период, сделал гость конференции, заместитель генерального директора по новым медиа Figaro Group Пьер Конт. Как и во всём мире, кризис ударил и по старейшей газете Франции – было потеряно 12% рекламных заказов. Сохранение своих позиций на рынке СМИ, Figaro Group видит в развитии цифровых технологий. Из 150 млн евро годового оборота 19% приходится на цифровые носители. С 2000 года число специалистов работающих с цифрой выросло с 80 до 600 человек. Интернет­сайт газеты занимает по количеству посещений во Франции первое место – 5,8 млн в месяц. В перспективе следует ожидать наряду с модернизацией печатных мощностей, внедрение новых инструментов работы, направление усилий на развитие контента в Интернете, интеграцию печатных и Web­ресурсов, развитие новых рекламных возможностей.

Издательско­полиграфический бизнес и кризис

В дискуссии по вопросам полиграфии и бумаги приняли участие вице­президент Московского полиграфического союза, первый заместитель генерального директора полиграфического комплекса «Пушкинская площадь» Андрей Сулейков, президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Кузьмин, исполнительный директор Содружества бумажных оптовиков Ольга Широкова, коммерческий директор ЗАО «Бумсервис» Сергей Ерофеев и старший менеджер по работе с клиентами компании Sappi Europe Игорь Дроздов. Все выступавшие говорили о сложностях, сопровождающих выход издательств, типографий и предприятий бумажного комплекса из кризиса. Отмечался опережающий рост стоимости целлюлозы на международном рынке за последний год (с 580 долл. США за тонну до 900 долл. США за тонну), что неминуемо должно привести к повышению цены мелованной бумаги. По газетной бумаге цена тонны на внутреннем рынке на 2 тыс. рублей превышает цену для зарубежного потребителя, а, кроме того, следует ожидать 2­этапное повышении цен на газетную бумагу – до 10%. Не создана система технического регулирования при производстве печатной продукции. Инвестиционный бум в издательско­полиграфической деятельности сменился застоем, что усугубляется переводом книг и учебников на цифровой формат. В стране практически отсутствует производство экологичных бумаг для полиграфии и книгоиздания. Вместе с тем снижение пошлин на ввоз мелованных бумаг повысил конкурентоспособность отечественных типографий. 11 журналов за последнее время вернулись из­за границы в российские типографии, прирост по книжной продукции за 4 месяца составил 2,7%, по журналам – 9,3%. Загрузка газетно­журнальных типографий по сравнению с 2009 годом возросла с 45 до 58%. Рост импорта мелованной бумаги за 3 месяца увеличился в 1,4 раза. Участники конференции поддержали ранее принятые стратегические направления по созданию условий для нормальной рыночной конкуренции в издательско­полиграфическом бизнесе.

IT­директор компании «Пронто­Москва» Дмитрий Круглов, говоря о новых условиях работы медиакомпаний в кризисный период, порекомендовал направлять основные усилия на создание новых IT­продуктов, что является инструментом повышения эффективности и снижения затрат в существующих процессах.

Подписка и розница

По теме распространения печатной продукции выступили: председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин, председатель правления НСРП «Союзпечать» Марина Былева и президент Клуба менеджеров по распространению периодической печатной продукции Вячеслав Керров. Они обрисовали общую картину с распространением печати в стране, рассказали о ситуации на региональном рынке распространения и инициативах региональных дистрибуторов по вопросам списания или возврата физически непроданных тиражей. За 2009 год сборы за подписку упали на 10%, или примерно 9 млрд рублей. Сегодня удельный вес подписки через почту составляет не более 25%, розницы – 69%. Основные причины такого положения кроются в том, что подписные издания стали дороже розницы, развивается Интернет, которым пользуются уже 34% населения России, появляются бесплатные издания, существующие благодаря рекламе или спонсорства, и в целом не прикладывается достаточных усилий по продвижению подписки. Для улучшения работы с розницей выступающие предложили ввести сквозной льготный НДС на уровне 5%, установить льготные условия аренды земли и помещения под киоски и магазины печати, снизить размер тарифов за пользование электроэнергией, предоставить киоскёрам право выбора дополнительного ассортимента товаров, изменить стандарты торгового оборудования.

По итогам конференции ГИПП подготовит резолюцию, в которой будут отражены предложения и инициативы отраслевых организаций – членов НКСП, а также создан постоянно действующий экспертный совет издателей, полиграфистов, бумажников и распространителей, который будет заниматься мониторингом ситуации на рынке и разработкой прогнозов развития индустрии печатных СМИ – подвела итог мероприятия исполнительный директор ГИПП Юлия Казакова.