Новости > Полный текст новости

20.03.11

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИГРАФИИ В РОССИИ

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИГРАФИИ В РОССИИ


Коммерческий директор "Первого полиграфического комбината" Владимир Ещенко поделился на страницах media-day.ru своим видением ситуации на полиграфическом рынке России.

 

Интервью Владимира Ещенко, коммерческого директора ППК:

В России действует более десятка полиграфических комплексов, конкурирующих между собой. Это типографии не с одной и не с двумя современными ролевыми машинами, а с комплексной производственной инфраструктурой. Типографии, способные производить как качественную полиграфическую продукцию, так и оказывать комплекс сопутствующих услуг. Понятно, что все эти типографии разные, каждая со своими преимуществами и недостатками, своеобразным оборудованием, поставленным из разных стран мира, с разной численностью сотрудников, спецификой взаимодействия с властями того или иного региона, c поставщиками и т.д. И, несмотря на то, что типографии отличаются друг от друга, их объединяет единый специфический и своеобразный рынок полиграфических услуг. И та самая заветная цель – заработать прибыль!

Так где же эта самая прибыль спрятана и хватит ли ее на всех?

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в кризисный 2009 год помимо повального закрытия нерентабельных печатных проектов произошло снижение тиражей и объемов производства до 60%. Снижение загрузки оборудования повлекло за собой ужесточение конкурентной ценовой борьбы, где демпинг стал основным средством привлечения новых заказов. В том же докладе было задекларировано, что средняя загрузка полиграфических предприятий составила 50%. Ясно, что эти цифры – средняя температура по больнице, и у каждого предприятия была своя уникальная ситуация. Но в целом эта ситуация вскрыла крайне уязвимое положение полиграфической отрасли. Ведь в период сокращения загрузки оборудования происходит удорожание одной единицы продукции, так как постоянные затраты распределяются на меньшее количество продукции, что «утяжеляет» себестоимость.

Когда себестоимость возросла, и, казалось бы, необходимо повышать цены, вступила в силу демпинговая политика многих полиграфических предприятий. Концентрация полиграфических мощностей, особенно в Центральном федеральном округе, настолько велика, что единственным правильным решением казалось удержать заказчика любыми способами, даже если эта политика противоречила самой сути бизнеса – получению прибыли!

Два года оптимизаций, сокращений, урезаний расходов и внедрения других методов снижения «костов». Но чуда не произошло, рынок журнальной печати растет медленно и незаметно, а «вскормленные» убытки за последние годы кажутся кошмаром. И, действительно, приток новых печатных проектов едва заметен на фоне роста продаж айфонов, смартфонов и им подобных. Загрузка полиграфических предприятий колеблется на уровне 60-70%, конкуренция между типографиями жесточайшая. А тут еще и постоянно растущие цены на расходные материалы: бумагу, краску, химию и т.д.

Правительство России пошло полиграфистам навстречу и снизило ввозную пошлину на бумагу до 5%, но и это – временная мера. Вряд ли те чиновники, которые принимают решение в правительстве, знают, что более 60% журналов печатаются за рубежом – в Украине, Финляндии, Латвии, Польше, даже в Германии. И не потому что зарубежные типографии качественнее выполняют свою работу. Нет. Россия уже более десяти лет имеет типографии, по оснащению значительно превосходящие зарубежные, а специалисты по квалификации не уступают полякам или немцам. Все дело в цене. В условиях падающих поступлений от рекламы издательства ищут типографии с меньшей ценой. И это нормально. Это бизнес. Кто захочет платить больше за печать в России, если гораздо дешевле напечатать журнал за рубежом, причем дешевле даже с учетом логистики и транспортировки?

Это реалии, в которых приходится работать типографиям в России. Странно и то, что при ввозе бумаги на территорию РФ для печати тиражей (а также чтобы поднять сектор реальной экономики, создать рабочие места, создать инфраструктуру, заплатить налоги в российский бюджет) полиграфисты вынуждены платить 5%-ную пошлину. Кстати, через год эта ставка вполне может вернуться обратно до 15%. Причем, отмечу, расходы на бумагу составляют до 70% себестоимости готового тиража.

Если ввозить на территорию РФ уже готовую продукцию, то есть отпечатанную за рубежом, то эта продукция пошлиной не облагается. Получается парадокс. Становится непонятно – на чьей стороне наше правительство? Конечно, легче зарабатывать на ввозных пошлинах, чем поддерживать отечественных производителей. Наверное, это и есть национальная особенность нашего государства. И если вам интересна грязная конкурентная борьба, вам нравится оправдываться перед налоговой инспекцией за постоянную неуплату налога на прибыль, нравится смотреть на простаивающее оборудование, проводить нескончаемые оптимизационные мероприятия и находиться в поисках альтернативных источников доходов – присоединяйтесь к нам, клубу вечных оптимистов-полиграфистов!

ИНТЕРЕСНЫЕ Факты:
1. Исследования показывают, что без прибыли готовы работать 35% типографий, преследуя цели сохранения загрузки производственных мощностей и рабочих мест.
2. Сейчас реальный объем рынка полиграфических услуг составляет лишь 51% от его потенциальной емкости.
3. На полиграфических предприятиях России занято около 200 тыс. человек. При этом, например, в Финляндии, куда «утекает» большинство российских заказов, в полиграфии заняты 11 тыс. человек, которые печатают 34% продукции для России.


Источник: Media-Dayы.ru